1)Игра «Один - много»
Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
- У мамы одно платье, а у Тани много платьев.
- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...
|
2)Игра «Два – две»
Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два пальто, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…
|
3)Игра «Мой, моя, моё»
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – кепка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто… |
4)Дидактическая игра "Угадай по описанию"
Цель - научить составлять описательный рассказ.
Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
Упражнение "Кто как поет?"
Цель: закрепить знания детей о том какой голос и какой птице пренадлежит.
Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц. |
5) Дидактическая игра "Что за птица?"
Цель: закрепить знания о зимующих птицах. |
6)Дидактическая игра "Один - много" (мн. ч., сущ.)
Цель: упражнять детей в развитии речи.
- ВОРОНА - ворон
- ВОРОБЕЙ - воробьёв
- СНЕГИРЬ - снегирей
- ГОЛУБЬ -голубей
- СИНИЦА - синиц
- СОРОКА-сорок. |
7)«ДА ИЛИ НЕТ».
Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?
А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -
Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать? |
8)«РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ».
Цель. Закреплять представления о осенних и зимних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); дует холодный ветер (закрываются руками, поднимают воротники). |
9)«ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ».
Цель. Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Один ребёнок загадывает признак зимы, а другие должны отгадать их по описанию. |
10) "Придумать предложение"
Цель: развить связную речь, умение правильно построить распространенное предложение. Описание игры: дети придумывают предложение с заданным словом.(Снеговик, снег, снежинка, горка, сани, лыжи, коньки, и т.д.) |
11)"Загадки от зимы"
Цель: развивать у детей мыслительную деятельность.
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили!
Ледяной водой облили,
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Горка)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня,
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(Коньки)
Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)
Под гору — лечу,
В гору — тащу.
(Санки)
Вот серебряный лужок.
Не видать барашка,
Не мычит на нем бычок,
Не цветет ромашка.
Наш лужок зимой хорош,
А весною не найдешь.
(Каток)
Ой, насыпало снежка,
Вывожу коня-дружка,
За веревочку-узду
Через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу,
А назад его тащу.
{Санки)
{Русская народная потешка)
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка — нос, в руке — метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик) |
12)"Слова-родственники"
Цель - упражнять в подборе однокоренных слов. Описание игры: дети подбирают однокоренные слова к слову "снеговик". |