Детский сад № 241 г. Кемерово

Консультация: "Возрастные психологические особенности детей 3-х лет"

Три года- это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж с момента его рождения. Кризис 3-х лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отделеность». Основные потребности в этом возрасте- потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности – игра.

В этом возрасте у ваших деток:

- Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельно человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

- Проявление осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие,  которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.

- Проявляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

- Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи , но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.

- Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10-15 минут, потом ему хочется переключиться на что то другое.

- Дети в игре со сверстникам и учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

- Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Вам как его родителям важно:

- С терпением и пониманием относиться к проявлением «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии,  зависимости и инфатильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), Даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.

- Помнить , что так называемое упрямство- это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому что ему важно чтобы с его мнением считались.

- Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, так же настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при растовании.  Они естественны. Ребенок может  и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.

- Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в дет. Саду или на дет. Площадке. Учить его уважать собственные собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером- то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.

- Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.

- Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику(этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок).

- Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно.

14 января 2018 в 16:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.